Подкаст — с чего начать

Введение.

При ведении любого более или менее серьезного дела необходимы правила, которыми должны руководствоваться участники, чтобы дело это стало успешным. Я говорю про что угодно, неважно, за что вы взялись или собираетесь взяться – обязательно составляйте свод правил и следуйте им, организация – главный критерий успешности.

О подкастинге.

Пока что не каждый второй знает, что это и зачем, не каждому получится это объяснить, но это есть, и вроде как, набирая обороты, популяризуется. Говоря простым языком, подкаст – аудио передача, которая напоминает радиоэфир, только не в прямом эфире, а записанный заранее и записанный чаще не ведущими-профессионалами, а любителями и теми, кому не лень. Те, кто записывают такие передачи называются подкастерами, а подкастингом называется их ремесло. Так как подкаст, как правило, состоит из периодических выпусков, то замысловатым термином («pod» вообще пошло от легендарных плееров Apple, cast — вещание) может обозначаться как сам выпуск, так и весь сбор выпусков. Но правильнее, на мой взгляд, говорить выпуск подкаста «Life» №25, я регулярно слушаю подкаст «Life».

На деле.

То есть, вот есть я, Пашнин Илья, хочу свой подкаст, что мне для этого надо? Мне надо:

  • придумать тематику, название подкаста, продумать, откуда я буду черпать информацию для своих выпусков
  • мне нужны микрофон и наушники (и чем лучше, тем лучше)
  • нужно желание и время на подготовку и запись выпусков (это, пожалуй, самое главное)

Итак, автор есть, название подкаста «Ilya Pashnin PodStolom», тема «Личный аудиоблог», информация – это собственно мой блог и личные наблюдения. Все, можно садиться за микрофон и вести свой аудиоблог, у него, возможно, будут подписчики, поскольку людям интересно раз в неделю послушать забавный рассказ от меня, например. Главный показатель успешности подкаста – это слушатели, а вернее их количество. Вы никогда не докажите мне, что ваш подкаст лучше, чем мой, если у вас 12 подписчиков, а у меня 120, все что вы скажите, будет вашим сугубо субъективным мнением, а не мнением большинства. Кто такие подписчики? Это, кстати, люди, если чуть точнее, то постоянные слушатели, а сама подписка, это как подписка на любимый журнал или новостную ленту – новый выпуск каждый месяц, например. Так и тут, новый выпуск подкаста “Ilya Pashnin Life PodStolom” только записан, и он уже сразу доступен пользователям, мои подписчикам в сети.

Как же набрать подписчиков, где их взять, и что с ними делать потом, а главное нужны ли они лично вам, задумайтесь?

Смотря в чем задумка, идея и цель. Скорее всего, нужны, рассудите сами вам интереснее рассказывать, когда вас слушают 10 или 100 человек? Вот и ответ на один из вопросов – подписчики нужны. А с какой тщательностью вы будете думать над выпуском и готовиться к нему, если слушателей 100 или 1000?

Где их взять? Заставить, конечно, никого не получится (хотя родственников и друзей очень жаль), но показать, что вы есть, конечно, нужно. Свои выпуски вы можете публиковать на так называемых подкаст-терминалах, а ссылки на выпуски (размещенный в таких терминалах) в различных сетевых сетях, чтобы ваши друзья и знакомые всегда были в курсе о выходе новых выпусков.

Квартет или соло.

Но вернемся к процессу подготовки к записи и непосредственно к самой записи. Сколько народу? Как вы понимаете, и уже знаете эфир можно вести в одиночку, как это делает Василий Стрельников, например, можно вдвоем, и такой эфир, заметно популярнее среди подкастеров, а можно и целой компанией. Все зависит от темы вашего подкаста и целей, которые вы ставите перед его записью. Информационный блок, или личный аудиоблог – достаточно одного человека, новости плюс обсуждение – лучше в тандеме, нужны яркие дискуссии – соберите команду из трех-четырех человек. Четыре человека – это своеобразный максимум, за пределы которого не следует выходить, если ваша команда пока еще не профессионалы. Вы попросту рискуете вместо интересной и увлекательной беседы получить полную кашу в эфире.

Как вы понимаете, у каждого из перечисленных способов есть свои недостатки и преимущества:

  • когда вы один, то никаких сбоев быть не может, вы садитесь перед микрофоном и ведете заранее подготовленный эфир. С вами никто не спорит, не высказывает своей точки зрения, весь эфир принадлежит вам. Однако, подумайте о слушателях, вы бы стали слушать чье-то сольное выступление на 40 минут, если этот оратор для вас авторитетом не является? Вряд ли. Так вот вы, на первых порах, ни для кого не авторитет, всегда нужно помнить об этом, поэтому, если ваш подкаст не интересен, он обречен.
  • когда вас двое, ситуация несколько меняется. Ведущие, работающие в тандеме, находятся либо в равных позициях, либо один из них выделен как основной, второй поддерживает его. Это можно сравнить с трансляцией матча, когда комментаторов двое, обязательно один основной. Слушать такой подкаст приятнее, это диалог и если тема слушателю интересна, скорее всего, он подпишется на ваш подкаст. Это золотая середина в своем роде и это объясняет повышенную популярность именного тандемной организации эфира.
  • когда же вас трое или четверо начинается самое интересное, но и наиболее сложное по своей организации. В такой команде обязательно выделяется ведущий (организатор), такой человек должен быть не только самым «болтливым», его преимущество несколько в другом. Ведущий готовит выпуски – информацию для эфира, его общий план, помимо роли ведущего, он выполняет роль некого администратора и организатора рабочего процесса. Да-да, именно рабочего, предстоит большая работа. Более того, во время записи именно ведущий решает, когда обсуждение должно быть закончено и должен состояться переход к следующей теме, по этой причине остальные участники эфира должны присушиваться к словам ведущего. Вообще разговор должен быть живым и динамичным, но не стоит забывать, что в эфире (в отличии от обычной беседы) нужно стараться как можно меньше говорить одновременно с оппонентом, поскольку это чревато «кашей» на выходе, или попросту потерей ветки разговора, мыслей.. И если это не столь страшно при неформальном разговоре, то в эфире по этой причине может образоваться «дыра».

Музыка в подкасте

В век процветания пиратства и безнаказанного использования аудио-, видеозаписей, вам может показаться смешным факт того, что в вашей аудиопередаче запрещено использовать коммерческую музыку. Но рано смеётесь. Во-первых, подумайте, зачем вы задумали подкаст? Чтобы он стал популярным. Представьте, например, что он таковым стал, скажем, через полгода, у вас 10000 подписчиков (такого результата не стоит ожидать в первые несколько месяцев эфира), а в первых трех выпусках вашего подкаста (или во всех, что еще хуже) использована музыка популярной зарубежной группы, просто играет у вас на фоне, например, или звучит в перебивке (джингле). Десяток тысяч это не космическая цифра для подкаста, но зато этого хватит, чтобы привлечь вас к административной ответственности (а бывает, что и уголовной), тем более в период, когда в нашей стране, вроде как, предпринимаются различные методы борьбы с контрафактной продукцией. Оно вам надо? Есть несколько бесплатных библиотек с так называемой podsafe музыкой, которая распространяется свободного, и как раз подходит  для различного promo. Более того, некоторые терминалы, например, rpod.ru (сервис образованный небезызвестным Василием Стрельниковым) фильтруют выпуски на наличие музыки (как впрочем, и другого аудиоматериала) прав на публичное воспроизведение вы не имеете.

На этом пока все, будем считать, что был небольшой «курс молодого бойца» за аудиторию слушателей. Я планирую также более подробно описать работу внутри команды, саму кухню, работу внутри, процесс подготовки к выпускам, варианты записи и некоторые ее нюансы. Поэтому, кому интересно, как минимум пару статей на тему подкастинга еще впереди.

Pod Nad… Это был MaestroALF, а за внимание спасибо*)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*